Компании умирают незаметно
§21

Редко, крайне редко, происходит взрыв: и софиты, и пресса, и бывшие сотрудники выходят с коробками, такие растерянные… Это все в кино, из-за нехватки экранного времени, им же надо еще постельную сцену впихнуть и стрельбу, а еще долгий финальный диалог. В жизни все обычно не так.
Все работает, и даже развивается, но руководителю становится привычно, потом скучно. И он находит себе хобби/второй проект/экшн в личной жизни. Эта часть жизни дает тот адреналин, который раньше давала компании. А компания продолжает развиваться, и вот уже генерит прибыль, и бренд сформирован, и круг почитателей, и она уже стабильная - такая дойная коровка из бостонской матрицы. Иллюзия безопасности усиливается. 
Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, ее надо меньше кормить и больше доить. А хобби и личная жизнь – они нынче дорогие. Выход на поверхности: 
• Денег нет. На компанию, на тех людей, с которыми начинал, на поддержание стандартов, которыми гордился когда-то. И стандарты начинают падать. 
• Но вы держитесь. Человек – существо, которое себя защищает. Ему сложно признаться: слажал, надо перестроиться, откатить назад и с тройным усердием… Нет, он хочет гордиться. Сейчас. И начинает гордиться прошлыми заслугами, успехами, результатами. Окружает себя артефактами величия (не важно – фотографии ли это с властными людьми, посещавшими компанию лет семь назад, дипломы ли, полученные когда-то или золотые медали чемпионов лиги минифутбола).
Гордимся? Отлично, можем переходить к следующей стадии – борьбе с инаковостью. Часть «желающих странного» (по Стругацким) – уже ушли к тому времени. И сотрудники, и клиенты. По-тихому. Оставшиеся режут глаза и гордиться отказываются. «А почему? А когда? Но ведь по правилам…». Не нравится – уходите, мы будем скорбеть по вам, неразумным, своего счастья не понимающим. Не уходите – мы чего-нибудь утворим, с опорой на всеобщую гордость, безусловно. Например, можно пару раз потерять товар, извиниться и компенсацию выплатить (компания развивается все еще, деньги есть). И случайно, вскользь, посоветовать конкурентов, они вон не теряют ничего. В менеджерской команде можно неудобного специалиста игнорировать, и позволять коллегам его травить. Неважно, что хороший и перспективный спец, а большая часть остальных – совсем нет. Это ничего не значит. Нам не нужны умные, нам нужны верные и понятные. Ничего, что плохие, они – понятные плохие. А по его поводу мы расстраиваемся, безусловно, мы же люди! Огрызается в ответ – агрессивный. Жалуется? А давайте перед всем коллективом разберем ситуацию, спросим у тех, кто травит – виновны ли они? Невиновны, слышите?! А он агрессивный и еще и склочник… Фууух, ушел наконец. 
И через очень короткое время (мир сегодня быстр, только этого не видно из-за тряски на плохих дорогах) в компании остаются те, кому некуда пойти. И клиенты, по привычке заворачивающие в старый, знакомый магазин с хамоватыми продавщицами. Начинает работать «карма бренда» - если ты пообещаешь что-то и не сделаешь – плохо. Если тебя знают, ты не делаешь обещанного и рекламируешься – становится в разы хуже. 
Бренд – мифическая конструкция. Как все мифы, он эмоционально заряжен и очень уязвим. В эпоху соцсетей он уязвим, как никогда. И вот от него остается тень отца Гамлета, который бродит и требует отмщения: «ведь вы же нас любили», «мы же вместе начинали», «как вы можете предать компанию». Но на этой стадии из клиентов остались совсем уже неприкаянные, которые нужной прибыли не генерят. А из сотрудников – тихие и забитые, требовать от которых рывка и изменений – как от полумертвой лошади скачек. Обычно тут появляется директор, одаривает всех улыбкой и просит потерпеть/поднажать/понять и простить, во имя прошлых заслуг. И есть еще несколько глотков воздуха перед долгой агонией.
Ну, или вдруг прилетает талебовский «черный лебедь» и вся эта конструкция накрывается его черным крылом. Но это уже другая история.

Поделиться
Close