Большая группа совершенно разных людей. С разными повседневными задачами, абсолютно разными привычками и иногда - конкурирующих друг с другом за рессурсы. Примерно так выглядит любой холдинг. И когда говорят: "Что толку собирать их вместе на одном тренинге, надо учить раздельно, иначе скилы не вырабатываются..." - в этот самый момент люди отрицают сам факт реальности холдинга. И заменяют ее "островной реальностью". Да, продажникам нужны одни переговорные фишки, а специалистам склада - другие. Да, маркетологи будут сталкиваться с одним набором задач, а директор школы - с другим. Но все они ведут переговоры, каждый день! И вот базовая культура этих переговоров может либо совпадать, и тогда ходинг жизнеспособен, либо резко контрастировать. И тогда ни о какой командной, синергитической и прочей результативности речь не идет. 

На этом тренинге мы работали с базовыми парадигмами переговорного процесса. Сложившимися за 20 лет существования холдинга и желаемыми завтра. И неслучайно на программе присутствовали представители высшего менеджмента, включая собственника. Сегодня в бизнесе нет ничего важнее культуры коммуникации! 

Уинстон Черчиль говорил: "Знания надо поглощать с аппетитом". Поэтому ключевая задача - сделать нескучно, динамично, весело. Смех, удивление, радость снимают зажимы и позволяют посмотреть на собственное поведение с разных сторон. Важно сформировать пространство для развития, в котором можно экспериментировать, задавать вопросы, проигрывать новые сценарии поведения. 

Размер группы диктует свои правила. Если у тебя больше пятидесяти человек - ты обязан держать жесткий стержень логики программы. И тут та самая грань, по которой нужно пройти, грань между спонтанностью и пранированием. Отсюда - социодраматические вставки, мини-разборы реальных кейсов участников, и конечно - ответы на вопросы, а иногда - достаточно жесткие дискуссии. Все это - на каркасе ключевых игр и теоретических принципов, от частного - к общему, от личных переговорных стилей - к формирующейся коммуникативной культуре. 

Это - видимая часть тренинга. А есть еще огромная, подводная, невидимая часть. Из фраз и метафор, поданных "впроброс", жестов, анекдотов, историй разной степени завершенности. Многие из них прорастут не скоро, какие-то приживутся не у всех. Живая ткань тренинга, "магия малых форматов". Именно эта ткань формирует долгосрочный результат программы, когда забудутся все теоретические выкладки. 

Тренинг "Сложные коммерческие переговоры" я веду уже 16 лет. И он постоянно видоизменяется. Всегда приятно, когда находится группа, которая помогает не просто раскрыть его потенциал, но и наметить новые вектора развития. В этот раз было именно так, спасибо всем огромное!